Официальная версия:
После Октябрьской революции 1917 года Петропавловская крепость стала местом заточения сначала членов свергнутого Временного правительства и его защитников, а затем всех подозреваемых в противодействии новой власти. К 1918 году число заключенных Петропавловки составляло 500-600 человек. Конец 1917 -- начало 1918 года оказались временем стихийных расстрелов и самосудов. С сентября 1917 года появился институт заложников, а массовые аресты и расстрелы стали законными.
Тюрьма Трубецкого бастиона и гауптвахты крепости с декабря 1917 года вошли в систему тюрем Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК) по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Можно предполагать, что на территории Петропавловской крепости так же, как и в других тюрьмах, входивших в систему ВЧК, производились расстрелы. По существующим предположениям, основанным на целом ряде воспоминаний, в 1917-1921 годах расстрелы и захоронения казненных на территории Петропавловской крепости могли проводиться в районе левого фаса Головкина бастиона, между крепостной стеной и Кронверкской протокой.
Декабрьская находка у Головкина бастиона стала не первой. В конце 1980-х годов у стены левого фаса найдены останки четырех человек. Экспертиза, проведенная в 2007 году, датировала захоронение 1917-1920 годами, но не установила причину смерти людей. В марте 2007 года при прокладке траншеи между Кронверкской протокой и левым фасом Головкина бастиона обнаружены останки двух человек с огнестрельными следами. Научные сотрудники ГМИ провели исследования, результаты которых вошли в статью Натальи Петровой «Неизвестные захоронения на территории Заячьего острова».
опубликовано 8 июн 2010.
Напомним, раскопки начались после того, как во время строительства автодороги для туристических автобусов наткнулись на кости. До этого директор Музея истории Санкт-Петербурга Александр Колякин отмечал, что ничего ценного на той территории не может быть, несмотря на то что специалисты, в том числе представители Общества охраны памятников, уверяли в обратном.
А в мае руководитель раскопок научный сотрудник Института истории материальной культуры РАН Владимир Кильдюшевский рассказал и о других нарушениях законодательства.