Во время "покопа" я часто задумываюсь над тем, что за сцена изображена на посуде, или найдя статуэтку думаю - а кто же это?
В итоге у меня мелькнула мысль, а что если создать темку, в которой размещать инфу посвященную МИФОЛОГИИ ЯПОНИИ ? Вдруг она кому ни будь пригодится?
В Японии фигурки Семи богов счастья дарят в самом начале года. Тому, кто стал обладателем такого подарка, начавшийся год принесет исключительное благоденствие и процветание; все его, даже самые дерзновенные мечты непременно сбудутся.
Ситифукудзин (Семь богов счастья) – группа из семи божеств в японской мифологии. В нее входят: бог богатства и мудрости Бисямонтэн; богиня милосердия и успеха, водной стихии, а также красноречия Бэндзайтэн; сулящий всемерное процветание бог-хранитель домашнего очага Дайкокутзн; бог долголетия Дзюродзин, божество мудрости и долгих лет жизни Фукурокудзю, бог счастья и беззаботности Хотэй, а также, бог-покровитель домашнего очага, защитник рыбаков Эбису. В искусстве было принято изображать их плывущими на така-рабунз (яп. «корабль сокровищ») – особой лодке, позволяющей им достичь иного, лучшего мира, который по преданию располагается по ту сторону моря.
Семь богов стали рассматриваться в качестве единого целого, начиная, по крайней мере, с XV века (ряд исследователей настаивает на другой датировке, а именинно XVI столетии). Такое объединение было связано с легендой о «семи мудрецах из бамбуковой рощи», ставших героями неисчислимых историй и произведений искусства. В знаменитой сутре «Нинно хання кё» содержалось характерное положение: если жить в соответствии с законами, то семь ваших бед непременно улетучатся, а вместо них явятся семь благ: долгие лета жизни, материальное преуспеяние и благоденствие, честность, полное удовлетворение жизнью, мирская слава, безмерная мудрость, невероятная физическая сила. Возникновение такого феномена, как Семь богов счастья, может быть объяснено материализацией пресловутых семи благ «Нинногё». Понятие «Ситифукудзин» возникло благодаря монаху Тэнкай (он же Дзигэн-дайси, 1536-1643). Толкуя
сутру «Нинно хання кё» известному сегуну Иэясу (1542-1616), он соотнес семь благ сутры с семью богами. По иной версии единый образ Семи богов счастья – плод творческой фантазии мастера Кано Сёри (1518-1592). Окончательный (считающийся классическим) состав Ситифукудзин оформился не ранее середины XVIII века. До этого из Семи богов счастья выпадал Фукурокудзю, вместо него же появлялась богиня Китидзётэн, что было очень необычным решением, ведь Китидзётэн – женская ипостась бога счастья Бисямонтэна. В знаменитом сочинении начала XVIII века Сёгэндзико («Мудрые изречения») среди богов Ситифукудзин отсутствует Дзюродзин, но зато возникает удивительный персонаж, именуемый сёдзё – мифологическое существо с телом кабана и лицом человека, известным пристрастием которого являлось неумеренное потребление сакэ. Именно поливариантность состава Ситифукудзин стала причиной возникновения в народном сознании представлений о полифункциональности этих богов. Если же вплотную подойти к рассмотрению вопроса о происхождении богов, определивших классический состав Ситифукудзин, то нужно отметить, что они в большинстве своем восходят к буддийским и даосийским божествам; что же касается Эбису, то это единственное божество из числа Семи богов счастья, представляющее синтоистский божественный пантеон. Причем во всех вышеупомянутых религиозных культах их почитали главным образом как богов счастья. Пожалуй, излишне говорить о том, насколько большой популярностью они пользовались в народе. Апогей почитания их культа пришелся на эпоху Токугава (XVII в.). В некоторых местах, например, в Эдо, даже бытовал обычай предпринимать ежегодные духовные паломничества ко храмам, которые были посвящены богам счастья. Эти паломничества ПОЛУЧИЛИ название: ситифукудзин модэ; верующими было принято осуществлять их в первый месяц каждого года. Теперь можно обратиться и к самим богам.