САХАЛИНСКИЙ ПОИСКОВИК

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



МАКАРОВСКАЯ МАРКА

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

МАКАРОВСКАЯ МАРКА

  "Вестник Сахалинского Краеведческого Музея"       И.А.Самарин   

В сентябре 1996 г. во время плановых исследований в Невельском районе на северо-западной стороне скалис - той оконечности мыса Крильон была обнаружена высеченная надпись " МАРКА". На сегодняшний день она является единственным материальным свидетельством посещения нашего острова легендарным ученым, флотоводцем, адмиралом Степаном Осиповичем Макаровым. 22 сентября 1895 г. в вахтенном журнале Крильонского маяка смотрителем маяка Рафаилом Шульгановичем была сделана запись: "К маяку прибыл крейсер "Корнилов". Посетивший маяк контр-адмирал Макаров распорядился установить футшток. На. О (остовой, т.е. восточной - И.С.) стороне выбита вековая марка" (1). Это была последняя высадка Макарова на Сахалине, а первый раз тринадцати- летний воспитанник Морского училища в Николаевске-на-Амуре Сте- пан Макаров посетил остров в 1861 г., когда в мае-июне он совершил плавание на винтовом клипере "Стрелок" под командованием ка- питан-лейтенанта В.М.Сухомлина с заходом в пост Дуэ. Учебную практику 1862 г. курсант Макаров прошел на транспорте "Манчжур" под командованием капитан-лейтенанта А.К.Шефнера, неоднократно плавая в Де-Кастри и Дуэ. Перед тем, как совершить свое первое дальнее плавание к берегам Северной Америки в составе практической эскадры Тихого океана в 1863 г., С.О.Макаров ходил за углем в Дуэ на шхуне "Восток" под командованием капитан-лейтенанта В.И.Рыкова. В августе-октябре 1864 г. Макаров заходил в Дуэ за углем в составе экипажа пароходо-фрегата "Америка", которым ко- мандовал капитан 2 ранга А.А.Болтин. 12 августа 1865 г. окончивший училище Макаров, уже в качестве полноправного члена экипажа корвета "Варяг" под командованием капитана 2 ранга Р.Лунда, принимает участие в высадке десанта солдат 4 Восточно-Сибирского линейного батальона в посту Куссюнай. Вновь на сахалинской земле С.О.Макаров появляется уже в звании капитана 1 ранга и начальни- ка кругосветной экспедиции на корвете "Витязь" 1886-1889 гг. 9 ноября 1887 г. он побывал в Корсаковском посту, а 11 го - снял караул под начальством подпоручика КФШ С.Россета с о. Тюлений. На протяжении навигации 1888 г. корвет "Витязь" ходил по портам Дальнего Востока, неоднократно заходя на Сахалин: 28 июля в Корсаковский пост, 1 августа - в пост Дуэ. 3 и 22 сентября С.О.Ма- каров посетил Корсаковский пост, а 23 - снял с мыса Крильон про- мерную партию С.А.Варгина (2). На протяжении всего плавания "Витязя" старшим штурманом корвета поручиком Розановым производились наблюдения за температурой и соленостью воды. Особое внимание С.О.Макаровым уделялось "больным местам" - узостям и проливам, среди которых выделялся пролив Лаперуза, отличный тем, что здесь проходили в широтном направлении теплое и холодное течения. Постоянное течение, идущее из Японского моря в Охотское было, замечено еще Де Фризом в 1643 г. Не зная о существовании пролива Лаперуза и считая, что открытый им залив Анива замкнут со стороны Японского моря, голландец отметил несущиеся течением водоросли и лед. Сильное восточное течение возле мыса Крильон встретил 11 августа 1787 г. Ж.Ф.Г. де Ла Перуз, что, собственно, и дало ему основание думать о наличии здесь пролива, открытие которого и произошло на следующий день. Безветрие и сильное течение с востока в проливе Лаперуза не позволили И.Ф.Крузенштерну вести "Надежду" на север вдоль сахалинского берега, а заставили повернуть в залив Анива, пройти вдоль восточного берега острова и уверовать в полуостровное его положение. В середине XIX в., когда возле сахалинских берегов все чаще и чаще стали появляться корабли, многие мореплаватели констатировали наличие в проливе сильных течений, идущих как с запада, так и с востока. 14 авгус- та 1855 г. английское судно "Барракуда", идя из Охотского моря, встретило в проливе при сильном юго-западном ветре мощное течение на северо-восток. "Стремительное течение к востоку" было отмечено здесь английскими военными судами в июне 1855 г. В апреле 1854 г. командир корвета "Оливуца" Н.Назимов отметил в проливе постоянное течение из Японского моря в Охотское. Вместе с тем, некоторые мореплаватели фиксировали течение из Охотского моря в Японское. Его наблюдал 9 октября 1862 г. капитан корвета "Рында" Сфурса-Жиркевич, 10 сентября 1863 г. - капитан клипера "Абрек" К.Пилкин. Они связывали происхождение этого течения с действием приливов и отливов(3). Новейшие наблюдения С.О.Макарова, произведенные в Японском и Охотском морях, подтвердили предположения о влиянии вращения земли на направление морских течений, позволили отработать современную методику гидрологических и батомет- рических исследований. Работы С.О.Макарова были высоко оценены научным миром - Российская Академия наук присудила ему полную премию митрополита Макария, имя корвета "Витязь" было высечено на фронтоне Океанографического института в Монако. Будучи командующим Средиземной эскадрой, С.О.Макаров в 1895 г. совершил плавание на Тихий океан, где соединился с эскадрой Тихого океана. Несмотря на сложную международную обстановку на Дальнем Востоке и напряженную боевую учебу эскадры, адмирал не прекращал свои гидрографические исследования. На крейсере "Адми- рал Корнилов" в сентябре 1895 г. Степан Осипович сделал промер глубин от о. Монерон до м. Крильон, м. Соя на о. Хоккайдо и м. Тисия (Атласово) на восточном побережье полуострова Крильон. Высадив- шись на мысе Крильон, адмирал оставил здесь небольшую партию матросов для установки футштока (приспособления для замеров уровня колебания воды) и вековой марки (постоянного ориенти- ра-репера). Деятельную помощь в установке футштока и марки эки- пажу крейсера оказали служители маяка, матросы Сибирского флотс- кого экипажа Гавриил Сульдин, Емельян Гончарович, Николай Лифе- ров, Михаил Васильев, Емельян Баринов, Петр Чумак, Иван Власов (4). Ценными советами по месту установки футштока успеху содейс- твовал смотритель маяка Рафаил Шульганович, который порекомендо- вал поставить его на каменистой отмели, идущей от северо-запад- ной оконечности мыса на север. "Поставленный на мысе Крильон футшток сослужил свою службу. Смотритель маяка г. Шульганович с 12 октября нового стиля прис- тупил к ежечасным записям высоты уровня моря, которые продолжал до 20 ноября. Наблюдения свои он тщательно записал и выслал мне в Петербург, приложив также графическое изображение колебания уровня", - писал позже С.О.Макаров (5). Очевидно, рассчитывая про- должить наблюдения над колебаниями уровня воды в проливе в даль- нейшем, и видя невыгодное положение футштока - весной он неизбеж- но ломался движением льда, С.О.Макаров распорядился высечь на мысе вековую марку футштока. Впоследствии он писал: "Коснувшись колебания уровня, не могу не отметить того факта, что лишь в нем- ногих местах имеются надежные футштоки. Обыкновенно футшток крепят к набережной или пристани, и так как от времени до времени предметы эти подвергаются ремонту, то установке футштока довериться невозможно. Как случайность, можно допустить, что при перестройке пристани футшток поставят на той же высоте, на какой он был и прежде, но в большей части случаев лица, переставляющие футштоки, не заинтересованы в точности его установки и, таким образом, наблюдения по новому футштоку будут отнесены не к тому нулю, к которому отнесены наблюдения по старому футштоку. Для устранения этого недостатка необходимо в каждом порту иметь вековую марку футштока, высеченную на скале" (6). Остатки "Вековой марки" обнаружен в северо-западной части скалистого основания мыса Крильон, примерно в 300 м к северу от маяка Крильон 2, возл начала тропинки, поднимающейся к маяку и являющейся кратчайшим путем от маяка до берега. На вертикальной стенке на высоте 2 м высечено слово "МАРКА" Предшествовавшее ему слово "ВЕКОВАЯ" не сохранилось, за исключением вертикальной черты в последней букве "Я". Надпись имеет размеры 70х25 см, расстояние между словом и чертой 15 см. Надпись уг- лублена в скалу на 0,5-1 см, в верхней, нижней и обращенной к морю частях буквы сильно сглажены и подвержены выветриванию. Под надписью отмечена прибойно-волновая ниша глубиной до 1 м. Изображение вековой марки, высеченной на мысе Крильон, имеется в "Лоции Северо-западной части Восточного океана". Под надписью "Вековая марка" были выбиты семь горизонтальных насечек, пронумерованных римскими цифрами снизу вверх от IV до X. Там же отмечено, что "черта 10 фут на вековой марке поставлена прибли- зительно на 5 фут выше ординара" (7). То есть, при последующей установке футштока можно было бы ориентироваться по марке с неизменным показателем высот. Современное состояние вековой марки футштока показывает, что основная часть ее уничтожена. Вероятнее всего,волны прибоя и стамухи срезали, сбили горизонтальные футовые насечки с римскими цифрами и слово "вековая". Однако, несмотря на это, оставшаяся ее часть является оригинальным памятником истории освоения и гидрографического изучения острова Сахалин в конце XIX века.

                                                     ПРИМЕЧАНИЯ:

1.РГА ВМФ. Ф.777. Оп.1. Д.190. Л.14. В запись вкралась ошибка, так как марка высечена на W (вестовой), то есть западной стороне.
2.С.О.Макаров. Документы. Т.1. М., 1953. С.3-9. 3.Шренк Л.И. Очерк физической географии Северо-Японского моря. Приложение к XVI тому Записок Имп. Академии наук. N 3. СПб., 1869. С.21-29.
4. РГА ВМФ. Ф.777. Оп.1. Д.190. Л.12.
5.Макаров С.О. Океанографические работы. М., 1950. С.270.
6.Там же. С.273.
7.Лоция Северо-западной части Восточного океана. Ч.II. СПб., 1914. С.183.

http://www.sakhalin.ru/Rover/TEXTS/Cape.htm

Фото: Адмирал С.О. Макаров на мысе Крильон 22 сентября 1895 г.
(Из фондов Центрального Военно-Морского музея)

увеличить

+1

2

Раз

увеличить

+1

3

Сколько надпись не искал, так и не нашел. Хоть и знал место ее нахождения. Хотел забить туда точку геокешинга.

0

4

voland написал(а):

Хотел забить туда точку геокешинга.

А эта тема :)
Мы 09 году ее нашли.... причем сразу, в отлив.

0

5

Черт! В следущий раз обязательно отыщу.

0

6

voland написал(а):

Черт! В следущий раз обязательно отыщу

в отлив просто нужно ехать до самого мыса по берегу, а не забираться влево на сопку...

0

7

Так я по берегу ходил, по отливу. Даже на скалы залазил, что бы получше рассмотреть.

0

8

Андрей – придется еще раз прокатится – за Маркой ;)

0