Краткий очерк политической истории Японии с древности до наших дней
--------------------------------------------------------------------------------
Китай и Дело > Китай: новости, информация, аналитика > Исследовательские площадки > Краткий очерк политической истории Японии с древности до наших дней
--------------------------------------------------------------------------------
Рассмотрев кратко политическую историю Китая и Кореи мы увидели, что китайская культура, будучи превосходствующей в регионе, была весьма притягательной для народов Китая и Кореи. Её хотели копировать, она несла развитие и позволяла эффективно управлять, при этом отсутствие агрессивности и готовность сосуществовать определенным образом с местными идеологиями и институтами позволили элементам китайской культуры и конфуцианской идеологии стать основополагающими для развития корейской государственности. И вместе с тем Корея не была поглащена и растворена западным соседом. Сохранила свою самобытность и национальное самосознание народа, оказавшегося в нашем веке разбросанным по территориям нескольких стран.
Обогащенные полученным опытом рассмотрим политическую историю Японии, пытаясь понять, что вывело эту страну в 20 веке в разряд передовых держав мира. И может быть ответить на вопрос, что же является национальным и разрушают ли его заимствования, где пролегает грань между людьми и культурами.
Истоки.
В середине 1-го тысячелетия до н.э. (конец эпохи Дзёмон (8000 - 300 г до н.э., начало эпохи Яёй (300 г до н.э. - 300 г н.э.)) на Японские острова через Корейский п-ов устремился поток прото-японских племен из Юго-Восточного Китая (уже знали бронзовые орудия, но пользовались в основном каменными). К этому периоду можно отнести и начало социальной стратификации: формирование иерархии местных кланов (удзи), один из которых создал позднее императорский дом Японии, групп (бэ), обслуживающих правящую верхушку, и рабов. С образованием правящей знати появилась необходимость в этикете почитания и преклонения. О степени возвеличивания знати можно судить по захоронениям и мавзолеям (кофун). Крупнейший из них сопоставим по занимаемой площади с египетскими пирамидами.
Вплоть до 4 века шёл процесс культурного развития и ассимиляции с местным населением - так формировался японский народ параллельно развивалось рисоводство и металлообработка, происходило расслоение общества на классы, образовалось много обособленных родовых общин.
Постепенно мелкие родовые общины были объединены и возник крупный общеплеменной союз Ямато (IV - VI вв), власть в котором, основывалась на личном авторитете правителя, замешанном на родоплеменных связях и авторитете его рода. Жителей государства Ямато исследователи договорились считать уже собственно японцами. Особенности раннего японского государства в значительной степени определялись проникновением сюда китайской культуры, в том числе Конфуцианства и Буддизма (538 г.) в его китайской интерпретации - это ускоряло процесс формирования японской государственности. В период с IV по VI вв в Японию через Корею пришел китайский опыт ремесла (ткачество, металлообработка, выделка кож и судостроение). Была заимствована китайская письменность, что подстегнуло развитие медицины, астрономии. Основываясь на китайской системе управления, японские правители строили свою систему.
Местные культы предков, вождей, местных богов, объединенные под общим названием Синто стали быстро видоизменятся под влиянием китайской культуры и философии. Становление государственной системы как в зеркале отразилось в стройной системе религиозных воззрений: Верховное божество - Аматэрасу-о-миками - Великая священная богиня, сияющая на небе - от которой ведет свое происхождение императорская фамилия. Местные божества - объекты поклонений семей, городов, местностей. Согласно хроникам «Кодзики» (712 г.) и «Нихон секи» (720 г.), первый император вступил на Японский трон в 660 г до н.э. Аматэрасу вручила своему внуку Нинигино Микото бронзовое зеркало, яшмовые подвески и меч с напутствием: «Освещай мир так же ярко как это зеркало. Правь миром чудодейственным взмахом этих подвесок. Покоряй тех. Кто не будет тебе послушен, потрясая этим божественным мечом.», тот в свою очередь передал сокровища своему потомку Дзинго. Так согласно мифу было положено начало системе императорского правления.
Становление системы императорской власти.
В начале VII века принц Сёнтоку провёл ряд реформ, изложив в т.н. «Кодексе 17 статей» буддистские и конфуцианские положения об управлении государством. Так были конституированы принципы государственного управления по китайскому образцу. И с середины VII в императоры приняли на себя титул ТЭННО (небесный правитель).
Вторая половина VII века переворот Тайка - власть рода Сога - связанного с родовой знатью и рабовладельческой знатью была свергнута - ускорился переход к феодальному обществу, укрепились позиции императорского рода. Государство строится на принципе - население - держатель государственных наделов, крестьяне платят налоги. О том, что система власти удачно соответствовала своему времени и предназначению говорит тот факт, что в 710 г была построена первая постоянная столица - Нара, а в 794 - Киото (Хэйан).
Перенос столицы в Киото ознаменовал собой начало хэйанского периода, который длился вплоть до конца XII века (1192г.) - время расцвета искусств, что свидетельствует об экономическом благополучии и политическом спокойствии (, ведь когда говорят пушки - музы молчат). К концу IX в официальные связи с Китаем были прерваны и японская цивилизация начала приобретать свои характерные особенности и формы, адаптируя заимствования.
VIII век - в противовес государственной собственности стали возникать и крепнуть частные вотчины (сёэн). Центральная аристократия предоставляла вассалам не участки земли, а права получения доли доходов. К началу X века экономическая основа государства - надельная система разрушается в результате сокращения государственных земель и сопротивления крестьянства. Императорский, двор погруженный в развлечения и искусства, постепенно терял контроль над воинственными родовыми кланами в провинции.
С IX по XI век можно говорить о доминировании рода Фудзивара, подчинившего себе императорский двор. Появляется служилое дворянство (буси), могущество феодальных дворов растет.
Власть сёгунов
Новый поворот в государственном устройстве - конец XII века. Власть ускользала из рук Императора и стала объектом притязаний двух соперничающих воинственных семейств - Минамото и Тайра, имеющих Императорское происхождение. В этом соперничестве дом Минамото победил дом Тайра, в битве при Данноура на Внутреннем море (1185 г.) - был создан первый Сёгунат - военно-феодальное правительство с резиденцией в Камакуре, которое стало назначать в провинции военных губернаторов (сюго), а в вотчины земельных администраторов (дзито). Самурайский этический кодекс Бусидо оттесняет конфуцианство. Упрочняется вотчинная система.
XII - XIII веках происходит бурное формирование феодальных городов - центров рыночных отношений.
В 1213 г. реальная власть перешла от Минамото к Ходзё, семье жены Ёритомо (первого сёгуна).
В 1274 и в 1281 гг монголы неудачно пытались захватить Японию. Ветер разметал их суда в море.
В 1333 г пала власть Сёгунов - власть ненадолго перешла в руки императора Годайго, а затем в 1338 г. снова в руки сёгунов рода Асикага (1336 - 1573 гг).
На протяжении XIV - XVI вв. происходит переход от среднего феодального землевладения (сёэн) к крупному - княжествам, во главе с князьями (Даймё). В то время как Минский Китай (XIV - XVI вв) управлялся бюрократией, власть в Японии находилась в руках князей, опиравшихся на родовые кланы. Как результат в последней трети XV века - период феодальной раздробленности. В то же время ширится крестьянское движение (XV - XVI вв.). Эта политическая среда не была идеальной для торговцев, интересы которых сталкивались с феодальными правителями разных рангов, желающих участвовать в прибылях, пиратов и бандитов, живущих грабежом.
В XV - XVI вв. велась активная торговля с Китаем и Кореей.
Черты традиционной концепции власти.
Территориальная малость, густо населенность, географическая изоляция, обогащение зарубежными заимствованиями - таковы факторы, определявшие культурное своеобразие Японии, характер нации.
Портреты «Управляющего» и «Управляемого» в Японии существенно разнятся в деталях, но в общем не выходят за рамки «портрета нации», представляя собой зеркальное отражение одного в другом. Японский этнограф Х. Араки, заявляет, что особенностью национального характера и поведения японцев является культура рисосеющей земледельческой общины с её автономным замкнутым характером и чрезвычайно тесными взаимоотношениями её членов, жизнь и поведение которых были подчинены групповой логике и не способствовали развитию каждого отдельного индивида. Отсутствие самостоятельности в поведении и мышлении, установка на «растворение в группе» затушевывали развитие в человеке стремление к преобразованиям, новизне и какой-либо индивидуальной активности. Тем не менее нововведения, не затрагивающие межличностные отношения, всегда вызывали интерес и охотно усваивались.
Для нас важно заметить те отличия, которые, несмотря на влиятельность конфуцианских принципов, принципиально отличают устройство традиционного Японского мышления. Первым таким отличием может быть представление о прогрессе, как добавлении нового к старому. Идея добавления и ассимиляции нового, а не разрушения им старого, сохраняла жизненные силы культуры, которые не растрачивались на создание чего-то взамен уничтоженного старого, но были направлены на процесс органичного усвоения и трансформации нового в нечто близкое и созвучное автохтонной культуре (Н. Николаева. Диалог в искусстве \\ Знакомьтесь - Япония. N 3, 1993.)
Веками Япония управлялась децентрализованной феодальной олигархией состоявшей из местных князей (даймё) и аристократов-воинов. Осознание культурной уникальности, традиции почтения к императору (пусть показные) и патриотизм по отношению к своему государству, самурайский этос воинской чести и доблести, упор на дисциплину и самоконтроль, произвели политическую культуру очень патриотическую, не требующую сакрализации и в последствии родившую импульс к экспансии в границах Восточной Азии.
В семьях самураев с детства в мальчиках развивали чувство самоуважения, умения защитить свою честь. Истоки этого уходят в средневековый кодекс воина - Бусидо, в том числе в широко распространенный обычай самоубийства путем харакири, которое было одним из способов защиты своей чести. Мальчикам объясняли, что негодовать по поводу нанесенного оскорбления и стремиться отомстить обидчику в высшей степени добродетельно. Большой популярностью в Японии до наших дней пользуется история о 47 ронинах (самураях, лишившихся хозяина), которые настойчиво преодолевали все препятствия и отомстили за оскорбление, нанесенное их хозяину человеком более высокого ранга. Убив его, они исполнили вассальный долг, но, поскольку они подняли руку на высокопоставленную персону, их долг чести велел им сделать харакири.
Принципы управления складывались в феодальной Японии под влиянием конфуцианства - официальной идеологии сёгуната Токугава - и бытовавших в народе синтоистских и буддистских верований. Иерархия внутри группы оправдывала социальное неравенство общества в целом. Позднее эта система послужила основой для националистической теории «семейного государства», согласно которой вся Японская нация представляла собой единую патронимическую семью во главе с отцом-императором, потомком богини Аматэрасу. «Божественное» происхождение императора - подтверждение исключительности всех японцев.
Морально-этических предписаний и наставлений в традиционной Японии было не меньше, чем в Китае. Основную их направленность можно выразить принципом неоконфуцианства: достижение добродетели путем морального самосовершенствования. Считалось, что только добродетельный человек может обеспечить порядок в семье и мир в государстве. (Ю.Д. Михайлова. Традиционная система социализации детей в Японии. В кн. Этнография детства: традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии. М.: Наука. 1983 г.). Примером того, как конфуцианские принципы переплетаются с буддистскими, может служить, знакомая нам по исследованию корейской мысли, концепция: Одной из целей конфуцианской политической философии является «умиротворение поднебесной». Чтобы сделать это «управляющий» должен сначала навести порядок у себя дома, для чего он должен прежде всего привести в гармонию себя, таким образом на него ложатся моральные обязательства перед обществом. Мирное существование поднебесной включает умиротворенную жизнь и существование для всех живых существ в поднебесной, что не может быть оторвано от представления об обладании всех живых существ природой Будды.
В ситуации ориентации на группу и опоры на семью, «управляющий» или правительство в традиционной Японии не пыталось обеспечить человека тем, что ему давала семья. На долю семьи отводилось решение социальных проблем. С одной стороны государство не провозглашало идеи вторжения в частные дела, не говорило о социальных проблемах, с другой построенная система контролировала ежедневную жизнь семей и индивидуумов (например, организации дворов, как части социальной системы государства).
Встреча с Западом.
В 1543 году в Японии появились португальцы, а в 1584 - Испанцы. В страну стало проникать Христианство, новые сельхозкультуры, технологии, огнестрельное оружие. Воздействие христианских миссионеров и купцов на японское общество было не таким разрушительным, как на Минскую империю Китая.
В обстановке непрекращающейся крестьянской войны и межклановых столкновений, осложняемых растущим количеством западного оружия происходило объединение страны под руководством полководцев Нобунага Ода, Хидэёси Тоётоми. В 1592 - 1597 гг Хидэёси подготовил два вторжения в Корею, окончившиеся неудачей. Его дело умиротворения и объединения Японии продолжил Токугава Иэясу, основатель сёгуната Токугава в Эдо (1603 г.). Иэясу создал своего рода эталон правления, который в последующие 265 лет определял почти все аспекты жизни страны. Во многих аспектах сёгунат Токугава обладал рядом черт характерных для «новых монархий»Европы, предшественниц промышленной революции. Но определяющим отличием было пренебрежение возможностями продвижения за море. В 1636 г. было запрещено строительство крупных морских судов.
В XVI - XVII вв. в ходе объединения страны установлена система сословий: самураи, крестьяне, ремесленники и торговцы. Для каждого из сословий существовали свои предписания и регламентации: кому и как следует кланяться, какую одежду носить, что употреблять в пищу и т.д. Место в обществе определялось социальным статусом семьи к которой человек принадлежал. Крестьян прикрепили к земле и разоружили. Мирно сосуществовали 200 княжеств. Общенациональный мир стимулировал внутреннюю торговлю, коммерсанты стали более важными персонами, хотя при низком социальном статусе. В период длительного мира в стране в период Такугава традиционное занятие самурайства - военное дело - утратило своё значение. Необходимость обеспечения занятости самураев приводила к непомерному увеличению бюрократического аппарата и числа конфуцианских ученых.
С 1639 г. запрет на христианство и контакты с иностранцами. Лишь голландским купцам было разрешено проживание на острове Дадзима, в Нагасаки жили несколько китайцев и послы корейской династии Ли. Это не замедлило внутреннего экономического развития Японии, но нанесло удар по относительной экономической мощи японского государства («Сила государства состоит не только в его вооруженных силах, но и в экономических и технологических ресурсах; искусности в предвидении и разрешении конфликтов; эффективности общественной и политической организации. Сила государства заключается, прежде всего, в самой нации, людях; их умениях, энергии, амбициях, дисциплинированности, инициативности; в их верованиях, мифах и иллюзиях. И далее она зависит от того, как эти факторы взаимодействуют друг с другом. Более того сила национального государства не может рассматриваться сама по себе, в абсолютном виде, но относительно состояния имперских или международных отношений, обещаний и обязанностей государства; она должна рассматриваться относительно мощи других государств» (Корелли Барнет). Еще пояснение, военный потенциал не то же что военная мощь. «Экономический гигант» в силу своей политической культуры или безопасного географического положения может быть пигмеем в военном отношении, в то время как государство не обладающее большими экономическими ресурсами может организовать свое общество таким образом, что будет довольно мощно в военном плане. В такие периоды простая формула «экономическая мощь = военной мощи» становится относительной.).
Традиционная восточная полития может существовать и демонстрировать успехи как замкнутая самодостаточная система, основывающаяся на местных ресурсах. В случае проникновения в ее поле общественных идей и идеалов, требующих конкуренции и роста потребления ресурсов - устройство общества требует изменения вслед за новыми условиями - это неосознанно почувствовали правители Японии - контакты с Западом угрожали существовавшему строю страны.
Во второй половине XVIII века разрушается крупное княжеское землевладение, обнищанием самурайства, кризисом финансовой системы центральных княжеств.
Это еще более ослабляло страну, делало невозможным остановить агрессивность Запада, культура которого основана на интенсивном потреблении ресурсов, - в 1854 году произошло «насильственное открытие страны» США (Ансэйские договоры с США и Европейскими странами). Ограничение суверенитета Японии. Не осталась в стороне и Россия, проводившая в то время активную внешнюю политику в Азии и игравшая важную роль в мире - в 1855 году «Трактат о торговле между Японией и Россией. К России отошли 18 из 22 Курильских островов, Сахалин остался неподелённым. В 1875 г. - «Трактат между Россией и Японией 1875 г.» Россия получила о. Сахалин, но передала Японии Курильские острова.
Эпоха Мэйдзи (1868 - 1912 гг). Восстановление императорской власти.
1867 - 1868 гг -даты совершения революции. Смысл ее заключался в том, что влиятельные члены японской элиты хотели избежать колонизации и подавления страны агрессивным Западом, как это было повсюду в Азии. Япония изменялась не потому, что предприниматели хотели этого, но потому, что государству это было необходимо. Результатом реформ стала конституция базировавшаяся на Прусско-германской модели, была провозглашена свобода занятий и передвижений, отменены сословия, проведена земельная реформа, утвердившая помещичью систему. Улучшена система образования. Родилось либеральное движение, например «за свободу и народное право». Изменён календарь. Английские и прусские офицеры были приглашены участвовать в модернизации армии. Учреждена современная банковская система. Вся страна принялась изучать и усваивать современную западную цивилизацию. Стране был открыт путь в лагерь «великих государств» того времени.
В 70 е годы XIX века прокатилась волна самурайских мятежей.
В 1889 году была принята Конституция по которой провозглашался самодержавный характер императорской власти.
В 1890 году создается Парламент, обладавший весьма ограниченной властью.
Укрепление государственной власти сказалось быстро - в 70-х и 80-х годах Япония предпринимает попытки захватить Тайвань, укрепляет свои позиции в Корее. В 1894 году война с Китаем и в 1895 году по Симоносекскому договору к Японии отходит Тайвань и о. Пэнхуледао + Контрибуция.
В XIX - начале XX века военно-феодальное государственное устройство сочетавшееся с ведущей политической ролью помещиков, неограниченной властью монарха привело к возникновению при поддержке государства первых монополистических объединений, характерной чертой которых была тесная связь буржуазии с государственной бюрократией и помещиками.
1904 г. - Англо-японский союз, практическим результатом которого стало нападение на Россию в 1904 г., завершившуюся Портсмутским мирным договором в 1905 г: Корея признавалась сферой влияния Японии, южная часть Сахалина отошла Японии, право аренды Ляодунского полуострова перешло Японии.
1910 г. - аннексия Кореи.
В последующей мировой войне Япония захватила германские концессии в Китае и ряд островов в Тихом океане. В январе 1915 Япония выдвигает «21 требование Китаю» из-за чего у нее начинаются трения с США.
1918 г. - Волна рисовых бунтов.
1918 - 1922 гг - Интервенция на Дальний Восток.
Разразившийся в 1920 кризис значительно ослабил позиции Японии, и на Вашингтонской конференции был нанесен удар по притязаниям Японии на монопольное господство в Китае, были введены ограничения на строительство военно-морского флота.
Как это не парадоксально, но внутреннее положение в стране после этого стабилизировалось, было расширено избирательное право, в то же время был принят закон «об опасных мыслях».
1922 г. - Дата образования КПЯ.
1925 г - установление дипломатических отношений с РСФСР.
В 1926 г. создается Рабоче-крестьянская партия, которая провела своих депутатов в парламент на выборах 1928 г.
1927 г. Япония вновь направляет войска в Китай, следуют репрессии против левых сил внутри страны.
В 1929 - 33 гг разразился мировой экономический кризис больно ударил по японской экономике, что объяснялось узостью внутреннего рынка, низкой концентрацией капитала. После ряда скандалов доверие общественности к политическим партиям упало. В конечном счете произошло объединение политических партий на единой платформе с целью сотрудничества во время войны, и вместо них возникла единая общенациональная партия. Функции парламента свелись к выполнению покорной роли машины для голосования.
В 1931 г. оккупация Манчжурии. Маньчжоу-го. Националистическое движение «Молодых офицеров» в 1932 и 36 годах они поднимали путчи, но были подавлены.
26 ноября 1936 г «Антикоминтерновский пакт» с Германией.
27 сентября 1940 г. «Тройственный пакт» Японии, Германии, Италии.
1937 - 45 гг Японско - китайская война.
13 апреля 1941 г - Пакт о нейтралитете с СССР.
6 и 9 августа 1945 г. - Хиросима и Нагасаки.
В 1947 году принята новая конституция которой провозглашалась суверенная власть народа, демократические свободы, парламент объявлялся высшим органом. Император терял реальную власть. Оружие отрицалось как средство решения споров. После 1945 года политическая жизнь Японии отличалась примечательной стабильностью.
С 1948 г. Япония - невольный союзник США в Холодной войне.
1949 г. -Токийский и Хабаровский процессы над преступниками. Последовал роспуск вооруженных сил и правых организаций, проведена земельная реформа и ликвидировано помещичье землевладение, реорганизованы монополистические концерны Дзайбацу, приняты антимонополистические законы.
1950 - 53 гг. - Япония база снабжения американских войск в Корее.
1951 г. - Сан-францисский мирный договор, восстанавливающий суверенитет Японии. Безопасность страны гарантировалась Японо-американским договором о гарантиях безопасности.
1955 г. создание ЛДП.
19 октября 1956 г. - Совместная декларация СССР и Японии о прекращении войны и нормализации дипломатических отношений.
Начиная с 60-х годов, Япония начала сталкиваться с рядом новых проблем как внутри страны, так и за ее пределами. Японцы стремились уже повысить «качество» жизни, Студенты выражали свою неудовлетворенность, раздавались призывы устранить социальное неравенство, внимание общественности стало обращаться к проблеме защиты окружающей среды.
1972 год Восстановление дипломатических отношений с КНР.
12 августа 1978 года - Японо-китайский договор о мире и дружбе.