Переход экипажа крейсера "Новик" из Корсаковского поста во Владивосток.
Ранним утром 7 августа 1904 года перед глазами моряков крейсера “Новик” предстал Корсаковский пост. Между сопками в левой пади располагались жилые дома и административные здания, на возвышенности рядом с маяком — тюрьма, а в правой пади — большие хлебные амбары, склады и опять жилые дома. К ночи того же дня моряки затопили крейсер в 950 м от берега.
Днем 9 августа в Корсаковский пост поступила телеграмма командующего флотом вице-адмирала Н. И. Скрыдлова, предписывавшая командиру крейсера “Новик” М. Ф. Шульцу срочно прибыть во Владивосток. Шульц был представлен к званию капитана 1 ранга и назначен командиром крейсера “Громобой”, ремонтировавшегося после боя 1 августа. Остальным офицерам с командой предлагалось выступить походным порядком в Александровский пост, откуда уже водным путем следовать через Николаевск в Хабаровск и далее по железной дороге во Владивосток. Для подъема с “Новика” ценных предметов и вооружения надлежало оставить в Корсаковском посту “необходимое количество матросов под командой опытного офицера”. Раненых в последнем бою крейсера матросов Степана Бурова, Фому Заводова, Осипа Дереза, Ивана Шичко, Евгения Гордеева, Егора Прошина, Николая Сорокина, Алексея Портнова, Петра Романова, Якова Матвейчука и Сергея Козина отправили в полевой госпиталь, находившийся во Владимировке. Н. И. Скрыдлов предупредил, что возвращение с острова “при отсутствии морского сообщения, бездорожья на Сахалине, разливов рек сопряжено с большими трудностями”.
12 августа М. Ф. Шульц вместе с младшим инженер-механиком Б. В. Ждановым покинул Корсаков, предварительно дав указание оставшемуся там с частью команды мичману А. П. Максимову и старшему судовому механику крейсера А. В. Пото приступить к сооружению плавучего крана, воспользовавшись для этого двумя старыми баржами тюремного ведомства, которые матросы привели в порядок. Основная часть экипажа “Новика” под командой лейтенанта К. А. Порембского стала готовить вьючные седла, переметные сумы, запас сухарей и консервов для пешего перехода через Сахалин. Выступление планировалось на 17 августа.
Проводы новиковцев в Корсаковском посту были торжественными. Во главе колонны шел корабельный оркестр, тот самый, который 27 января, в первый день войны, играл на палубе крейсера, возвращавшегося в гавань Порт-Артура после лихой атаки на корабли японской эскадры. Кстати, инструменты для него были приобретены еще до начала войны на деньги офицеров и матросов корабля. До деревни Соловьевка моряков сопровождали многие жители Корсаковского поста, а далее по пути следования во всех селениях их встречали хлебом-солью и перевитыми зеленью триумфальными арками с надписями: “Слава героям” и “Героям “Новика””. Вместе с колонной двигались стада быков и вьючных лошадей. Если первые использовались для кормления экипажа в пути, то последние везли провизию.
Путь, проделанный новиковцами по Сахалину, превысил 500 верст, причем около трети его пролегало по тайге. Только на одном из переходов в 30 верст отряду пришлось 147 раз преодолевать вброд речки. Но не трудности перехода потрясли моряков, а царивший повсеместно на острове-каторге административный произвол. Прибыв в Александровский пост, офицеры “Новика” с горечью доложили о том, что видели, генерал-лейтенанту М. Н. Ляпунову. Впрочем, тот прекрасно знал, что “сахалинские чиновники ввели злоупотребления в традицию”, и в ответ с мрачным юмором лишь предложил на одном пароходе увезти всех нынешних чиновников на материк, а на другом привезти новых, но так, чтобы они не могли между собой сговориться, иначе “зараза останется”...
1 сентября 1904 года командир порта Николаевск контр-адмирал А. И. Русин (в канун войны военно-морской атташе России в Японии) телеграфировал в Петербург: “Транспорт “Тунгуз” пришел с командой “Новика”... Предполагаю отправить их сегодня почтовым пароходом в Хабаровск... Мичман Бурачек на сухопутном походе слегка захворал, почему он и его вестовой остались на Сахалине, на днях, вероятно, прибудут в Александровск”. На пароходе “Цесаревич” новиковцы прибыли в Хабаровск, а 11 октября офицеров и матросов крейсера “Новик” ждала торжественная встреча на владивостокском железнодорожном вокзале на берегу бухты Золотой Рог.