В очередной раз убеждаюсь, память - понятие многогранное по своей сути, оно определяет нашу общую нравственную полноценность. Пока помним о людях - они живут. Как живут уже сто с лишним лет в сердцах, к сожалению, не столь большой группы сахалинцев, как могло бы быть и хотелось, участники боевых действий на южном берегу Тунайчи, жестоко погибших и бесследно канувших в тайге. Я спросила у знакомых школьников, что вообще они знают о событиях русско-японской войны 1905 года? Ничего, кроме того, что остров был оккупирован. А куда делись люди, стоявшие насмерть? Что произошло 105 лет назад на берегу одного из самых красивых озер России?
Серия публикаций на сайте Sakhalin.info о трудах поискового отряда "Франтирер" в открытии тайны 2-го партизанского отряда под командованием штабс-капитана Бронислава Владиславовича Гротто-Слепиковского сделали свое дело, и кому-то захотелось теснее прикоснуться к истории, тем более в благодатную для памяти годину и накануне Дня 2 сентября.
20 августа группа корсаковцев впервые в этом году отправилась на место захоронения 2-го партизанского отряда. Так уж совпало, что в этом году минуло 105 лет со дня гибели в обреченном бою 2-го партизанского отряда, 150 лет исполнилось самому героическому штабс-капитану Б. В. Гротто-Слепиковскому.
К тому же выезд группы на место захоронения состоялся именно в день памяти погибшего губернатора Игоря Фархутдинова - единственного из губернаторов, кто помогал поддерживать дорогу на знаменитый Крест на озере. Сегодня же путешествие туда можно считать экстремальной экспедицией по уникальным местам дикой природы и духовного преображения человека.
От Корсакова полсотни километров вдоль моря, и знаменитый поворот налево. От п. Пихтового до Вавайских озер дорога терпимая, хотя из страха провала мостов людям из автобуса приходилось выходить несколько раз. Дальше - экстрим.
Дорога не числится ни на чьем балансе, и о возможности решения проблемы сухопутного доступа к памятнику не раз хлопотали корсаковцы.
Поддержание в порядке грунтовой дороги - задача трудная и, похоже, невыполнимая для власти. Десять километров по лесной дороге до места захоронения в одну сторону были пройдены за… два с лишним часа.
Последний перед памятником мост через р. Сережка (перед поворотом на м. Свободный) - просто виртуален и укреплен кран-балкой, привезенной когда-то из Корсаковского порта.
Памятный Крест появился здесь в 1989 г. Это было первое подобное место в России. Первое, где в братской могиле захоронены участники русско-японской войны (33 человека), где открыто произошло православное отпевание погибших - вне зависимости от вероисповедания и партийности участников церемонии. Трудно представить, но православный крест, равного которому не было (первый православный приход на островах зарегистрирован в 1988 г.) был установлен при участии коммунистов.
С 1985 по 1995 годы поисковый отряд продолжал поиск, земле были преданы еще 33 человека: в границах братского захоронения появились еще 8 братских могил. Сейчас это, по сути, кладбище, где покоится 66 человек, отдавших жизнь за Сахалин. Узники каторги, которые праведной смертью искупили все свои земные грехи.
Организатором поездки был Корсаковский торговый порт, который взял на себя расходы по организации похода. В группу вошли представители администрации Корсаковского района, депутаты районного собрания, сотрудники порта, педагоги, энтузиасты. Должны были присоединиться ребята из кадетской школы, но администрация посчитала это невозможным.
Дружно косили траву, белили бордюр, мыли могильные плиты, отсыпали гравием.
Торжественная часть и возложение венков с надписью на лентах "Защитникам Сахалина от благодарных потомков".
Очень хочется, чтобы сахалинцы знали об этом уголке в лесу, ставшем для многих местом причастия. Это место, на котором действует нормальная человеческая, православная, личностная система координат. И пока его посещают люди, все в нашей жизни, пожалуй, будет на своих местах.
Судя по реакции муниципальной власти на дату, в ближайшее время выезды к памятнику не планируются. Но есть еще время для внесения корректив. Разумеется, энтузиасты всегда найдутся. Директор Корсаковского порта Андрей Каменев обещал к следующему лету вместо провалившихся от времени 9 могильных плит под Крестом доставить на место и установить цельную гранитную плиту. Но мосты и дороги - это не под силу.
Содержание лесной дороги (кстати, удивительно красивой и привлекательной для экологического и исторического туризма) - это дорого, объяснимо. Но как объяснить это гостю с материка, приехавшему постоять у братских могил и поклониться памяти кадрового военного Гротто-Слепиковского, попавшего в марте 1905-го на каторжный остров и не ведавшего тогда, что погибнет уже в июле…
И что сказать подрастающим мальчишкам, только научившимся понимать и чувствовать, что такое патриотизм, - кем и чем сегодня пренебрегает власть? Крест на Тунайче был и остается памятником областного значения.
Елена Герцен.
Sakhalin.info 23 августа 2010 http://www.sakhalin.info/weekly/63844/